(отрывок из книги Д. Сэлани "Иллюзия любви")

Здесь я перечислю ранее рассмотренные факторы, которые важны для понимания привязанности как обиженного ребенка, так и обиженного взрослого к возбуждающему/огорчающему объекту.

 

  1.  Абсолютная биологическая и психологическая зависимость ребенка от родителей не позволяет ребенку отказаться от них, как бы плохо с ним ни обращались в семье. Ребенок не может самостоятельно защитить себя от наносимого ему вреда.
  2. Младенец (как и инфантильный взрослый) полагает, что у него есть один-единственный родитель, на котором он мак­симально сфокусирован. Чем более угнетен ребенок, тем сильнее он концентрируется на этом единственном чело­веке, становясь в крайней степени от него зависимым.
  3. Унижения, испытанные в детстве, не ослабевают с возрас­том. Как ни странно, унижения только повышают потреб­ность ребенка в родителях, а в более взрослом возрасте - в партнере, который выступает в роли родителя. Чем мень­ше ребенку уделяется внимания, чем больше наказаний выпадает на его долю, тем тяжелее багаж неудовлетворен­ных потребностей. Повзрослев, ребенок запрет все эти оби­ды и злость на родителей за их плохое отношение на скла­де своего болезненного раненого Я.
  4. Во взрослом возрасте люди, недополучившие внимания в детстве, склонны впадать в крайнюю зависимость от дру­гих личностей, тем самым cтабилизируя свое самосознание или же получая ощущение внутреннего покоя. Те, кто пользует зависимый шаблон поведения, часто полагаются на воображаемое всемогущество своего партнера, что по­могает им сохранить в целостности собственную индиви­дуальность. Для таких людей потеря объекта (или же по­теря надежды на установление отношении с объектом) может привести к краху самосознания, подвергая челове­ка адским мукам одиночества. Крайняя зависимость может быть также вызвана недостатком воспоминаний об утеше­ниях, полученных от матери в детстве, вследствие чего та­ким людям не удается самостоятельно унять внутреннее беспокойство. Для успокоения они используют своего парт­нера, который вносит порядок в их внутренний хаос. Поте­ря объекта может ввергнуть их в пучину собственного сум­бурного внутреннего мира, и некому будет их успокаивать и подбадривать.
  5.  Ребенок, страдающий от жестокого обращения и недостат­ка внимания, вырабатывает два основных защитных меха­низма, основанных на искажении реальности: моральную защиту от плохих объектов и расщепление. Эти механиз­мы позволяют ребенку сохранять привязанность к отвер­гающим их родителям и не делать выводов из совершен­ных им ошибок.
  6.  Взрослый человек, становление личности которого про­исходило в неблагоприятных условиях, всегда жаждет той смеси острых ощущений, которая еще с детства привле­кала его, особенно стремясь к чередованию страстных по­рывов, исходящих от его надеющегося Я, и отчаяния, свой­ственного его раненому Я. Причины таких стремлений ко­ренятся в опыте отношений с отвергающими, изредка поощряющими родителями, которые и спровоцировали развитие двух отдельных и взаимоисключающих полови­нок Я во внутреннем мире ребенка. Эти частичные Я вы­ходят на поверхность в соответствии с чередованием от­вергающего и поощряющего поведения окружающих. Но окружающих, которые являются нормальными людьми, пугает такая переменчивость, «потому что они не понима­ют и не собираются терпеть всплески враждебности раненого Я.

    

Модель Фейрбейрна в целом предлагает убедительное объяснение тому, что мы называем «стойкой привязанностью к плохому объекту». Не существует другой психологической моде­ли, которая бы настолько полно и глубоко объясняла узы связы­вающие отвергнутого человека с возбуждающим/отталкивающим объектом. Во взрослой жизни люди с патологиями характера умудряются найти ту же самую формулу отвержения, беспокой­ства, ненависти, отчаяния, страстного желания и тоски с приме­сью редких случаев безраздельного слияния, которая знакома им с детства.

Понравилась заметка? - Подпишитесь на нашу рассылку :)