Эрих Нойманн, бывший одним из учеников и последователей великого Карла Юнга, сам по себе является одним из крупнейших ученых-психологов 20 века в области психоанализа и психологии развития. "Великая Мать. Глубинная психология и психоанализ" - практически самая известная его работа, посвященная мифологическим архетипам в нашем сознании.

Первая часть книги - самая увлекательная и развлекательная. В ней подробно описаны мифы древних о Богине-Матери, ее роли в жизни первобытных племен. Плавно автор переходит к более изощренным мирозданческим моделям, корнями уходящим все в тот же миф. Египетская Исида, финикийская Астарта, греческие Афродита и Артемида - всего лишь более поздние вариации той же Богини-Матери, чье изображение в виде полной грудастой женской статуэтки без головы датируется аж 20000 годом до нашей эры. За развитием этого, самого древнего и самого живучего, мифа на планете необычайно интересно следить. За без малого двести веков воплощение плодородия и сексуальности превратилось в известный всем образ Мадонны с младенцем. Да, две эти богини чисто внешне далеки друг от друга, но главная отличительная особенность обеих - это материнство. И Богиня-Мать и Богоматерь стали матерями не только непосредственно своим детям, но и всему человечеству.

Вторая часть книги вместе с приложениями довольно специфична и будет интересна, в первую очередь, специалистам в области психологии развития. Автор сравнивает развитие всего человечества и развитие сознания отдельного индивида. На примере трех основных архетипических мифов мы видим психологический рост человека. Миф об уроборосе - себя поглощающем, оплодотворяющем и порождающем змее - соответствует раннему детству, когда ребенок полностью зависит от родителей, в первую очередь, от матери. Со временем сознание ребенка развивается, он видит и мыслит себя вне родителей, и на сцену выходит миф о герое, который ранее был сыном и любовником Великой Матери.

Третий миф рассказывает о борьбе героя с драконом или чудовищем, в которое превратилась Богиня-Мать, ревнующая своего взрослеющего ребенка. На данном этапе человек окончательно освобождается от родительских пут и отправляется на поиски партнера, а затем создает свою собственную семью. Очень интересными кажутся рассуждения о том, что мужчина представляет собой рассудок, цивилизацию и порядок. Женщина же символизирует хаос, природу, чувства. Сознательное и бессознательное есть в каждом из нас, одно немыслимо без другого. При перевесе одного страдает второе, в результате чего человек оказывается на грани сумасшествия, а человечество на грани гибели.

Читать всем, кто любит мифы и их интерпретации; студентам психологических факультетов; поклонникам Юнга.

Эрих Нойманн был психологом, писателем и одним из самых одаренных учеников Карла Юнга. Он получил степень доктора философии в Берлинском университете в 1927 г. Позже переехал в Тель-Авив. Многие годы он часто возвращался в Цюрих, Швейцария, чтобы читать лекции в Институте К. Г. Юнга. Также он часто читал лекции в Англии, Франции и Голландии, а также был членом Международной ассоциации аналитической психологии и президентом Израильской ассоциации аналитической психологии. Он практиковал аналитическую психологию в Тель-Авиве с 1934 г. вплоть до смерти в 1960 г.

Вклад Эриха Нойманна в психологию развития и психологию сознания и творчества огромен. Нойманн был сторонником теоретического и философского подхода к анализу, тогда как в Англии и Соединенных Штатах практиковался более клинический подход. Одним из его наиболее ценных вкладов в психологию была эмпирическая концепция «центроверсии», синтеза экстра- и интроверсии.

Однако, он более известен теорией развития феминного, теории, изложенной в многочисленных публикациях, в частности, в книге «Великая Мать. Глубинная психология и психоанализ». Его работы также проливают свет на то, как мифология посредством истории обнажает аспекты развития сознания, которые повторяются в индивидуальном сознании и обществе в целом.