Количество
|
Стоимость
|
||
|
Содержание
От научного редактора..................................................................................................... 11
Предисловие к первому изданию.................................................................................... 13
Предисловие ко второму изданию................................................................................ 15
Часть I. Высшие психические функции и их мозговая организация..................... 17
- Проблема локализации функций в коре головного мозга........................................ 17
а) Психоморфологические представления и их кризис.
Исторический экскурс........................................................................................... 17
б) Пересмотр понятия «функции»
и принципов ее локализации............................................................................... 39
в) Высшие психические функции человека...................................................... 48
- Современные данные о структурной организации мозговой коры.......................... 58
а) Исходные положения...................................................................................... 58
б) Особенности структурной организации задних отделов коры..................... 62
в) Особенности структурной организации передних отделов коры .................74
г) Прогрессивная дифференциация областей и полей коры
в фило- и онтогенезе............................................................................................. 80
д) Особенности структурной организации и связей
медиобазальных отделов коры............................................................................. 89
е) О функциональных свойствах нейронов мозговой коры............................. 92
- О системном нарушении высших психических функций
при локальных поражениях мозга............................................................................. 104
Часть II. Нарушение высших корковых функций
при локальных поражениях мозга............................................................................... 115
- Некоторые основные вопросы исследования высших корковых функций
при локальных поражениях мозга .................................................................................. 115
а) Об основных формах нарушения высших корковых функций
при локальных поражениях мозга...................................................................... 115
б) О проблеме доминантного полушария.......................................................... 123
в) Проблема общемозговых компонентов
при локальных поражениях мозга........................................................................ 128
- Нарушение высших корковых функций
при поражении височных отделов мозга.......................................................................... 132
а) Исторический экскурс. Проблема........................................................................ 132
б) Слуховой анализатор и данные о строении слуховой коры............................. 135
в) О звуках языка и речевом слухе......................................................................... 139
г) Нарушение высших корковых функций при поражении верхних отделов
левой височной области.
Акустическая агнозия и сензориая афазия.............................................................. 143
д) Нарушение высших корковых функций при поражении
средних отделов височной области. Синдром так называемой
акустико-мнестической афазии..................................................................................158
е) Об особенностях интеллектуальных процессов
при поражении височных систем.............................................................................. 167
ж) Нарушение психических процессов при поражении
медиальных отделов височной области................................................................... 172
3. Нарушение высших корковых функций
при поражениях затылочных и затылочно-теменных отделов мозга ...................... 177
а) Исторический экскурс. Проблема....................................................................... 179
б) Зрительный анализатор и строение зрительной коры...................................... 182
в) Нарушение предметного восприятия
при поражении зрительной коры и симультанная агнозия..................................... 190
г) Нарушение осязательного восприятия
и тактильная агнозия.................................................................................................. 205
д) Нарушение ориентировки в пространстве
и конструктивная апрактагнозия............................................................................... 208
е) Нарушение логико-грамматических операций
и синдром так называемой семантической афазии................................................ 215
ж) Нарушение счетных операций и синдром акалъкулии..................................... 221
з) Об особенностях интеллектуальных процессов
при поражениях теменно-затылочных отделов коры............................................. 225
4. Нарушение высших корковых функций
при поражениях сензомоторных отделов мозга............................................................. 228
а) Исторический экскурс. Проблема...................................................................... 229
б) Двигательный анализатор и строение
сензомоторных отделов коры.................................................................................. 238
в) Нарушение афферентной основы произвольного движения
и синдром «афферентной» (кинестетической) апраксии...................................... 245
г) Нарушение кинестетической основы речевого акта и синдром
«афферентной» (кинестетической) моторной афазии................. ....................251
д) Нарушение двигательных функций при поражениях
премоторной области...........................................................................................261
е) Нарушение кинетической структуры речевого акта
и синдром «эфферентной» (кинетической) моторной афазии.........................276
ж) О синдроме лобной «динамической» афазии.............................................286
з) Об особенностях интеллектуальных процессов
при поражении премоторных отделов мозга.....................................................291
- Нарушение высших корковых функций при поражении лобных отделов мозга....294
а) Исторический экскурс. Проблема.................................................................297
б) Данные о строении и функциях лобных отделов мозга...............................309
в) Лобные доли и регуляции состояний активности.........................................316
г) Лобные доли и регуляция движений и действий.........................................334
д) Нарушение гностических процессов при поражениях
лобных отделов мозга...........................................................................................376
е) Нарушение мнестических процессов при поражении
лобных долей мозга...............................................................................................390
ж) Об особенностях интеллектуальных процессов
при поражении лобных отделов мозга..................................................................397
з) Об основных вариантах «лобного синдрома»...............................................415
Часть III. Методы исследования выеших корковых функций
при локальных поражениях мозга (синдромный анализ)........................................420
- Задачи нейропсихологического исследования при локальных
поражениях мозга........................................................................................................420
- Предварительная беседа............................................................................................431
- Исследование двигательных функций.......................................................................452
а) Предварительные замечания.........................................................................452
б) Исследование двигательных функций руки...................................................454
в) Исследование орального праксиса.................................................................464
г) Исследование сложных форм организации движений
и действий................................................................................................................468
- Исследование слухомоторных координаций...............................................................477
а) Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных
отношений ................................................................................................................478
б) Исследование восприятия и воспроизведения
ритмических структур.................................................................................................. 480
- Исследование высших кожно-кинестетических функций.......................................... 486
а) Исследование осязательной чувствительности.................................................. 487
б) Исследование глубокой (кинестетической) чувствительности.. ........................490
в) Исследование высших осязательных функций
и стереогноза............................................................................................................... 492
- Исследование высших зрительных функций.............................................................. 493
а) Предварительные замечания.............................................................................. 493
б) Исследование зрительного восприятия предметов
и изображений............................................................................................................. 499
в) Исследование ориентировки в пространстве..................................................... 506
г) Исследование пространственного мышления.................................................... 510
- Исследование мнестических процессов......................................................................515
а) Исследование непосредственного запечатления следов................................. 516
б) Исследование процесса заучивания................................................................... 522
в) Исследование опосредствованного запоминания.............................................. 526
- Исследование речевых функций. Импрессивная речь............................................... 528
а) Предварительные замечания............................................................................... 528
б) Исследование фонематического слуха............................................................... 531
в) Исследование понимания слов............................................................................ 535
г) Исследование понимания простых предложений.............................................. 540
д) Исследование понимания логико-грамматических структур.............................. 543
- Исследование речевых функций. Экспрессивная речь............................................... 550
а) Предварительные замечания................................................................................ 550
б) Исследование артикуляции речевых звуков......................................................... 551
в) Исследование отраженной (повторной) речи....................................................... 554
г) Исследование номинативной функции речи ........................................................559
д) Исследование повествовательной речи............................................................... 564
- Исследование письма и чтения..................................................................................... 573
а) Предварительные замечания............................................................................... 573
б) Исследование звукового анализа и синтеза слов................................................ 579
в) Исследование письма............................................................................................. 585
г) Исследование чтения............................................................................................. 592
- Исследование счета........................................................................................................ 602
а) Предварительные замечания.......................................................................... 602
б) Исследование структуры числовых представлений...................................... 603
в) Исследование счетных операций.................................................................... 607
- Исследование процессов мышления............................................................................. 611
а) Предварительные замечания........................................................................... 611
б) Исследование понимания сюжетных картин и текстов.................................. 615
в) Исследование процесса формирования понятий........................................... 626
г) Исследование дискурсивного мышления. Решение задач........................... 634
Заключение.......................................................................................................................... 641
Литература............................................................................................................................ 645
Приложение........................................................................................................................... 686
Предметный указатель..................................................................................................... 753
Указатель имен..................................................................................................................... 763