Легко, ах, как легко поколебать веру
человека
в самого себя. Воспользоваться
этим, сокрушить дух человека

это призвание дьявола.

Джордж Бернард Шоу



(посмотреть содержание)

БУДЬ ОНА УВЕРЕНА, ЧТО ЕЙ ЭТО СОЙДЕТ С РУК, ДорИН Литтлфилд переехала бы Джеки Рубинштейн на своем BMW , вместо того чтобы просто мешать ей в работе, ставя карьеру под удар. Но что самое удивительное: совершив убийство, Дорин не испытала бы ни малейших угрызений вести. Ее артериальное давление осталось бы прежним, а не пережила бы и намека на ужас или чувство вины. Дорин просто нет чувства человеческой близости, чтобы «адекватно оценивать последствия своих действий, если эти действия оканчиваются трагически. Нормальных людей не­преднамеренное убийство приводит к шоку, изменяющему всю жизнь, даже если человек, которого они случайно убили, был им неприятен. Для Дорин осознанное убийство, при условии, что ее никогда не поймают, будет восприниматься как победа. Это различие между нормальным эмоциональ­ным функционированием и социопатией кажется слишком фантастическим для тех из нас, у кого есть совесть, и по большей части мы отказываемся верить, что такое отсутст­вие эмоций вообще бывает. К сожалению, наша неспособ­ность почувствовать масштабы этой разницы делает нас уязвимыми.

 

Даже никого не убив, Дорин причиняет урон окружаю­щим ее людям. Фактически сократить число людей раздра­жающих ее, людей, которым она завидует, — ее основная цель. Поскольку она позиционирует себя как психотерапевт и работает со стационарными больными, однажды побоч­ным эффектом ее мстительных кампаний может оказаться суицид больного, если этого еще не случилось. Но за четыр­надцать лет ее работы в больнице большая группа людей, настоящих профессионалов, не заметили того, что она со­бой представляет, а обнаружив ее обман, не попытались на­казать ее. В конце концов она просто уехала, чтобы выныр­нуть в другом месте.

Почему люди с совестью так слепы? И почему они так неохотно защищают себя, свои идеалы и тех, о ком они за­ботятся, от бессовестных людей? По большей части ответ связан с эмоциями и мыслительными процессами, которые происходят в нас, когда мы сталкиваемся с социопатией. Мы боимся, и страдает наше чувство реальности. Мы ду­маем, что мы навоображали себе что-то или преувеличили опасность, а самые совестливые из нас полагают, что мы сами каким-то образом ответственны за поведение социо­пата. Но прежде чем подробно обсудить наши собственные психологические реакции на бесстыдство, позвольте мне поместить эти реакции в контекст, четко обозначая, про­тив чего мы выступаем. Давайте сначала внимательно рас­смотрим методы, используемые людьми без совести, чтобы держать нас в узде.

 

(посмотреть содержание)