Кількість
|
Вартість
|
||
|
Мозок можна змінити у будь-якому віці, стверджує нейропластичність — сучасний напрям досліджень мозку людини.
Психіатр і психоаналітик Норман Дойдж вивчав історії людей, чиї розумові обмеження і пошкодження мозку вважалися невиліковними. Автор описує підходи, які дозволяють омолодити мозок і підвищити IQ, боротися з деменцією, з розладами у засвоєнні знань.
У книзі представлені методики, які допоможуть відновити роботу мозку людям, котрі перенесли інсульт; техніки, за допомогою яких можна навчити говорити і рухатися дітей із церебральним паралічем. Окремо автор розглядає психотерапевтичні практики лікування депресії та тривожних розладів.
Содержание
Примечание для читателя...................................................................................... 21
Предисловие ............................................................................................................. 23
ГЛАВА 1
ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОСТОЯННО ПАДАЛА...
...и была спасена человеком, открывшим пластичность
наших органов чувств ................................................................................................29
ЧТО ТАКОЕ ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ............................................................... 32
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЧЕРИЛ. ЗАГАДОЧНЫЙ
АППАРАТ.............................................................................................................. 33
Как это работает.................................................................................................. 37
Второе нейропластическое чудо........................................................................ 39
ЕЩЕ О ТАИНСТВЕННЫХ АППАРАТАХ............................................................. 43
Слишком необычно, чтобы быть правдой......................................................... 46
НЕМНОГО ИСТОРИИ.......................................................................................... 47
Четыре фута десять дюймов.............................................................................. 49
Мы видим благодаря нашему мозгу, а не глазам.............................................. 52
И снова о локализационизме............................................................................. 53
Первые ласточки.................................................................................................. 55
«Игрушка для взрослых»..................................................................................... 57
Устройства, предоставляющие
людям «сверхчувства»......................................................................................... 58
МОЗГ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ
ДАЖЕ ПОСЛЕ ТЯЖЕЛОГО ИНСУЛЬТА............................................................... 60
«СОЕДИНЯТЬ ЧТО УГОДНО С ЧЕМ УГОДНО»................................................. 65
Сенсорные системы можно перепрограммировать........................................... 67
ГЛАВА2
КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЙ МОЗГ
Женщина, считавшаяся умственно отсталой,
находит способ самоизлечения.................................................................... 70
Предварительный план в нашей голове.......................................................... 71
Символ, логика и причинно-следственные связи........................................... 73
«Я живу в тумане, а мир вокруг меня не тверже
сахарной ваты»...................................................................................................75
ТО, С ЧЕГО НАДО БЫЛО НАЧИНАТЬ ЭТУ КНИГУ ........................................ 79
«Я чувствую себя как в тумане...».................................................................... 82
То, что показано на людях, — это лирика, а вот крысы —
это... весьма убедительно.................................................................................. 84
ШКОЛА ЭРРОУСМИТ. СНОВА О ПРОБЛЕМАХСО СЛОВАМИ И
ТЕКСТАМИ.......................................................................................................... 86
Сильные и слабые функции мозга.................................................................... 92
Классическое образование было не так уж плохо........................................... 93
Крысы спасут человечество................................................................................96
«Хэппи-энд» истории Барбары .......................................................................... 98
ГЛАВА 3
КАК ПЕРЕСТРОИТЬ СВОЙ МОЗГ
Ученый изменяет мозг: улучшение восприятия
и памяти, скорости мышления....................................................................... 99
КАК ОБУЧЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА МОЗГ.................................................................. 101
ЧЕЛОВЕЧКИ ПЕНФИЛДА.................................................................................. 10З
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ БЫВАЮТ И У МОЗГА .......................................... 108
Конрад Лоренц и Зигмунд Фрейд — в одной команде ..................................109
КАК УСТРОЕНА НЕРВНАЯ СИСТЕМА................................................................111
О РЕГЕНЕРАЦИИ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НЕРВОВ .............................................113
СОСТАВЛЕННАЯ СЕГОДНЯ КАРТА ЗАВТРА
УЖЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНА................................................................................... 114
МЕРТВЫЕ ДУШИ................................................................................................... 116
Пианино внутри нас............................................................................................... 117
Дорогу осилит идущий........................................................................................... 120
КОНКУРЕНЦИЯ ВНУТРИ МОЗГА.......................................................................... 121
Свято место пусто не бывает..................................................................................123
Фактор времени.......................................................................................................125
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАРТЫ.....................................................127
Количество переходит в качество..........................................................................129
И СНОВА О ДЕТСКОМ РАЗВИТИИ........................................................................133
Програма для детей с речевыми нарушениями
и проблемами в обучении......................................................................................135
История Вилли Арбора...........................................................................................138
"Побочные эффекты" обучения.............................................................................140
АУТИЗМ...................................................................................................................142
История Лорали......................................................................................................144
Природа аутизма по Мерцениху............................................................................146
И снова крысы.........................................................................................................147
Исследования Риты Леви-Монтальчини...............................................................149
ОЧЕРЕДНАЯ ПАНАЦЕЯ?......................................................................................155
КАК ИЗБЕЖАТЬ МАРАЗМА....................................................................................157
Возможности мозга пожилого человека . . ...........................................................162
ГЛАВА 4
О ВКУСАХ И ПРЕДПОЧТЕНИЯХ
Как нейропластичность влияет на наши представления о
сексуальной привлекательности и любв........................................................ 169
О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ................................................................171
И о любви................................................................................................................174
Сексуальная пластичность и пластичность мозга.............................................. 175
Что думает Фрейд.................................................................................................. 176
«Зайка моя».............................................................................................................179
Природа или культура............................................................................................ 181
О ПОРНОГРАФИИ...................................................................................................188
Проблема импотенции — в голове.........................................................................189
ЧТО ТАКОЕ ЗАВИСИМОСТЬ.................................................................................. 189
Зависимость от порно............................................................................................. 193
История Шона Томаса............................................................................................. 195
Все пути ведут в детство......................................................................................... 198
И СНОВА О ЛЮБВИ................................................................................................ 200
Центры удовольствия.............................................................................................. 201
Пора внести разнообразие в нашу жизнь.............................................................. 204
СМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРЕБУЕТ ВНУТРЕННЕЙ
ПЕРЕСТРОЙКИ....................................................................................................... 206
Гормон нежности и доверия................................................................................... 209
...или гормон, способствующий освоению новых моделей
поведения................................................................................................................ 211
Мозг как орган социализации.......................................................................... 212
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ....................................................................................... 214
Как излечился А...................................................................................................... 216
О САДИЗМЕ И МАЗОХИЗМЕ..................................................................................217
Единство и борьба противоположностей............................................................. 218
История Боба Фланагана . ........ ........................................................................... 221
Фиксация детских травм........................................................................................ 223
ГЛАВА 5
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ
Жертвы инсульта учатся заново двигаться
и говорить.........................................................................................................................228
Что такое инсульт.................................................................................................. 233
НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ ЭДВАРДА ТАУБА ......................................................... 234
Наша свобода воли — всего лишь иллюзия?..................................................... 237
Усвоенное неиспользование.......................................................................... 241
Один — против толпы разъяренных... гуманистов ...................................... 245
КЛИНИКА ТАУБА................................................................................................... 251
Терапия «принудительным использованием».............................................. 254
История Николь фон Руден............................................................................ 256
ИГРА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ................................................................. 263
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ,
СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ .............................................. 266
История Фредерика Линкольна..................................................................... 267
Обезьяны сослужили последнюю службу..................................................... 270
ГЛАВА 6
КАК СНЯТЬ БЛОКИРОВКУ МОЗГА
Использование нейропластичности для избавления от тревог,
навязчивых идей, непреодолимых влечений и плохих привычек........................277
Вечное чувство вины и тревоги..............................................................................279
Компу льсивные действия.......................................................................................281
Блокировка мозга по Шварцу.................................................................................. 284
Подход Шварца....................................................................................................... 287
Переключение внимания....................................................................................... 290
ГЛАВА 7
БОЛЬ
Оборотная сторона пластичности................................................................... 297
ЧТО ТАКОЕ ФАНТОМНЫЕ БОЛИ........................................................................ 300
ЗАГАДКА ФАНТОМНЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ........................................................... 302
ИСТОРИЯ ТОМА СОРЕНСОНА........................................................................... 304
Мозговая камасутра....................................................................................... 305
УСВОЕННЫЙ ПАРАЛИЧ....................................................................................... 308
Клин клином............................................................................................................... 310
Эксперимент с Филипом................................................................................... 311
ОБРАЗ ТЕЛА........................................................................................................... 313
БОЛЬ - ЭТО ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОЗГА О СОСТОЯНИИ
ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА...................................................................................... 316
Выученная боль............................................................................................... 320
ГЛАВА 8 ВООБРАЖЕНИЕ
Как действуют наши мысли................................................................................... 326
ПАСКУ ААЬ-АЕОНЕ............................................................................................. 327
Почему Ахиллес не может перегнать черепаху............................................ 329
О пользе воображения....................................................................................333
Тренинг в одиночной камере.......................................................................... 335
Человек-калькулятор...................................................................................... 336
Можно и лежа на диване наращивать мышцы............................................. 338
Остерегайтесь своих намерений, ибо они могут
реализоваться............................................................................................... . 339
«Колея эта — только моя, выбирайтесь своей колеей»............................... 344
Школа тьмы...................................................................................................... 347
ГЛАВА 9
РАССТАВАНИЕ С ПРОШЛЫМ
Психоанализ как метод нейропластической терапии ....................................... 352
ИСТОРИЯ ГОСПОДИНА Л................................................................................... .353
ПСИХОАНАЛИЗ И ПЛАСТИЧНОСТЬ .................................................................. 355
Еще об Эрике Канделе................................................................................... 360
СНОВА О СТАРИКЕ ФРЕЙДЕ............................................................................... 362
Снова о детском развитии.............................................................................. 367
Осознаваемое и неосознаваемое . .............................................................. 370
Продолжаем психоанализ Л.......................................................................... 372
Озарение...................................................................................................... 374
...и катарсис................................................................................................... 377
...и принятие реальности.............................................................................. 379
...и возрождение к жизни.............................................................................. 381
О памяти........................................................................................................ 382
Польза сна и сновидений............................................................................. 383
«С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ...» ...................................................... 386
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС............................................................................ 389
ГЛАВА 10
ОМОЛОЖЕНИЕ
Открытие нейрональной стволовой клетки и уроки по
сохранению мозга.................................................................................................393
Нервные клетки не восстанавливаются? ..................................................... 398
...Или восстанавливаются?............................................................................. 399
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ.......................................................................................... 400
Если хотите нарастить мозги... почаще бегайте
в «беличьем» колесе....................................................................................... 402
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ........................................................................ 404
Образование и движение — залог здоровья..................................................406
Движение — жизнь.......................................................................................... 408
ГЛАВА 11
БОЛЬШЕ, ЧЕМ СУММА ЧАСТЕЙ
История женщины, ставшей живым воплощением
возможностей нейропластичности................................................................................ 412
С ПОЛОВИНОЙ МОЗГА ВПОЛНЕ МОЖНО ЖИТЬ? .............................................414
Правое и левое................................................................................................. 416
Детство Мишель................................................................................................ 417
Надеяться и верить........................................................................................... 420
ТРУПЕРЫ В ВАШИХ ПУПЕРАХ.............................................................................. .422
Мишель проявляет способности левшей......................................................... 428
БИОГРАФИЯ ДЖОРДАНА ГРАФМАНА.................................................................... 432
Чем выше интеллект, тем лучше мозг реорганизует себя............................... 435
ЧЕТЫРЕ ТИПА ПЛАСТИЧНОСТИ............................................................................ 437
МИГРАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ
В ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ.................................................................. 441
ГРАФМАН ИССЛЕДУЕТ ЛОБНЫЕ ДОЛИ................................................................. 442
Иногда полезно «отключить» рассудочное левое
полушарие............................................................................................................ 445
«Я думаю, что всегда любила быть одна...»..................................................... 447
Мир, где инстинкты приглушены........................................................................ 448
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КУЛЬТУРА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МОЗГА
Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг.......................... 452
МОРСКИЕ ЦЫГАНЕ..................................................................................................... 454
КУЛЬТУРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЕНЯЮТ СТРУКТУРУ МОЗГА........................................455
ЭВОЛЮЦИЯ МОЗГА.................................................................................................... 458
КАК ЛЮДИ БЫЛИ ИЗБРАНЫ НА РОЛЬ НОСИТЕЛЕЙ
КУЛЬТУРЫ.....................................................................................................................461
НЕДАРВИНСКИЙ СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР.................................................................................... 463
ПЛАСТИЧНОСТЬ И СУБЛИМАЦИЯ:
КАК МЫ ОБЛАГОРАЖИВАЕМ
НАШИ ЖИВОТНЫЕ ИНСТИНКТЫ.............................................................................. 465
КОГДА МОЗГ ОКАЗЫВАЕТСЯ МЕЖДУ ДВУМЯ
КУЛЬТУРАМИ................................................................................................................468
ПЛАСТИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ................................................................................470
ПЛАСТИЧНОСТЬ И ВОЗРАСТ......................................................................................476
УЯЗВИМЫЙ МОЗГ И ВЛИЯНИЕ СМИ.........................................................................479
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАСТИЧНОСТЬ И ИДЕЯ ПРОГРЕССА.....................................................................488
СПОСОБНОСТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ —
ЗА И ПРОТИВ................................................................................................................490
СПОСОБНОСТЬ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И ИДЕЯ ПРОГРЕССА . ........492
Благодарности...............................................................................................................496
Примечания .....................................................................................................501