Основы Тераплэй -метода

 

Тераплэй – это увлекательный, игровой и фокусирую­щийся на отношениях метод. А еще он интерактивный, телесный и - веселый! Принципы этого подхода базируются на теории привязанно­сти и представлении о здоровом и созвучном взаимодействии между родителями и детьми - таком взаимодействии, которое приводит к надежной привязанности и психическому здоровью на всю жизнь.

Тераплэй - интенсивный и относительно краткосрочный метод, предполагающий активную включенность родителей на занятиях с тем, чтобы настроить детско-родительские отношения. Цель состо­ит в усилении привязанности, улучшении саморегуляции, формиро­вании доверительного и радостного контакта, а также в поддержке стремления родителей продолжать взаимодействие, способству­ющее здоровью, которому они научились в ходе терапевтических сессий.

В этой части мы представим Тераплэй-метод и общую карти­ну терапевтического процесса. Чтобы это сделать, мы обсудим следующее:

•     проблемы, для решения которых Тераплэй подходит наилуч­шим образом;

•     логику и общую картину процесса, включая описание первой Тераплэй-сессии;

•     механизм воссоздания родительско-младенческих отноше­ний в Тераплэй;

      •      центральные идеи Тераплэй;

•      использование элементов Тераплэй для планирования тера­пии;

      •      показания к Тераплэй;

      •      противопоказания для Тераплэй.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОЦЕССЕ

Детско-родительские отношения являются центром внимания в Тераплэй. Эта модель терапии базируется на исследованиях привя­занности, которые демонстрируют, что чуткая, отзывчивая забота и игровое взаимодействие питают мозг ребенка, формируют пози­тивные внутренние репрезентации себя и других, а также имеют долгосрочное влияние на поведение и эмоциональную сферу. Цель терапии - создать (или настроить) надежные, созвучные и радост­ные отношения между ребенком и его ближайшими опекунами. Ког­да родитель недоступен, например, в случае пребывания ребенка в закрытом стационаре или школе, целью является создание атмос­феры. развивающей отношения, и установление близких отношений с одним из членов персонала или с Тераплэй-терапевтом. Для детей с расстройствами аутистического спектра или другими нарушения­ми развития целью становится работа над проблемами социального взаимодействия, которые связаны с этими нарушениями. В любом случае мы приглашаем на занятия ребенка и родителей вместе, что­бы попрактиковаться в игровом, созвучном и чутком взаимодей­ствии. которое характеризует здоровые и безопасные отношения.

Мы готовим родителей к их активной роли в проведении тера­пии. устанавливая с ними отношения, полные безопасности и со­трудничества. а также помогая им размышлять и примиряться с их собственными переживаниями и отношением, которые могут вставать на пути чуткого реагирования на потребности ребенка. Посредством дискуссий, наблюдения и ролевой игры мы помогаем им обрести большую эмпатию и понимание своего ребенка. В то же время мы работаем с ребенком, чтобы помочь ему почувствовать дру­гой тип отношений – тот, который не соответствует и даже бросает вызов проблематичному типу отношений, по привычке ожидаемому ребенком от взрослых. Отличительной чертой Тераплэй является то, что мы приглашаем родителей и ребенка попрактиковаться в новом, более здоровом способе взаимодействия.

Целью терапии является установление или настройка довери­тельных эмоциональных отношений между ребенком и его роди­телями. а это, в свою очередь, ведет к позитивному изменению вну­тренней рабочей модели ребенка - представления о себе и о том. что можно ожидать от родителей. Внутренняя рабочая модель самих родителей и их настрой в отношении ребёнка также станут более позитивными. Облегчение возбуждённого состояния ребенка через созвучность родителей повысит его способность к саморегуляции. Снизится количество поведенческих проблем, которые привели его

на терапию. Ещё более важно то, что терапия приведёт к целому ряду положительных результатов, характерных для надёжной при­вязанности: оптимизму и высокой самооценке, способности к эмпа­тии и общению и устойчивому психическое здоровье.

Несмотря на то, что многие дети, пришедшие на терапию, уже вышли из младенческого возраста, они по-прежнему испытывают потребность в неотъемлемых составляющих здоровых детско-роди­тельских отношений: чутком, эмпатическом реагировании на их по­требности, заботливом прикосновении, устойчивом зрительном контакте, игровом взаимообмене. Посредством такого опыта ребе­нок познает себя и свой мир. Он выявляет важных для себя людей в этом мире — как правило, своих родителей — и обнаруживает, насколько надёжными и чуткими они могут быть. На протяжении всей жизни у человека присутствуют базовые потребности: в бли­зости. сонастроенности, в совместной регуляции аффекта, в ощу­щении собственной ценности, в совместном переживании радости и удовольствия.

В Тераплэй семья рассматривается, прежде всего, как здоровая и сильная. Своей оптимистичной позицией терапевт сообщает ро­дителям и ребёнку, что у отношений есть надежда. На терапевтиче­скую сессию ребёнок приходит, чтобы через отношение родителей почувствовать себя любимым, способным, значимым и приятным в общении.
 

Кому может помочь Тераплэй

Тераплэй — эффективный метод терапии для детей всех возрастов, с младенчества до подросткового периода, но он наиболее часто практикуется с детьми от 18 месяцев до 12 лет. В Главе 8 описано, как он может быть адаптирован к работе с подростками. Он также был адаптирован к работе с пожилыми людьми.

Тераплэй эффективен в работе с широким спектром трудностей в общении, эмоциональных расстройств, возрастных и поведенче­ских нарушений. В том числе при интернализованном поведении (уход в себя, депрессия, боязливость или застенчивость) и экстернализованном поведении (отыгрывание, гнев и непослушание; а так­же проблемы в отношениях и нарушения привязанности). Тераплэй также доказал свою эффективность в работе с проблемами в отноше­ниях, связанных с регуляторными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, задержками развития и физиологически­ми проблемами.

Благодаря ориентации на формирование привязанности и улуч­шение отношений, Тераплэй уже много лет успешно используется в работе с замещающими и приемными семьями. Это идеальный способ помочь родителям научиться понимать и удовлетворять по­требности ребенка, который пережил травму и разрыв отношений, и помочь семьям и детям сформировать новую привязанность. Те­раплэй показал равную эффективность в работе с биологическими семьями, которые находятся в группе риска из-за таких факторов, как бедность, недостаток опыта, химическая зависимость, социаль­ное и домашнее насилие, психические и физиологические пробле­мы и отсутствие у родителей положительного примера воспитания в собственном детстве. Семьи с развитыми навыками воспитания могут также получить пользу от применения Тераплэй. если про­блемы поведения детей связаны с такими причинами, как развод, рождение ещё одного ребёнка в семье, трудный характер ребенка, разница темпераментов родителя и ребёнка или сепарация от ро­дителей по причине болезни.

Тераплэй ориентирован на позитивное, эмпатичное и внима­тельное воспитание, поэтому он используется в программах раннего и профилактического вмешательства, чтобы укрепить детско-роди­тельские отношения при наличии факторов риска и ежедневного стресса.

Тераплэй используется в различных условиях: в школе, на дому, в амбулаторных психиатрических клиниках, в больницах, в пси­хиатрических стационарах, в приютах для бездомных и в частной практике.

ПОСМОТРЕТЬ  СОДЕРЖАНИЕ  КНИГИ