Кількість
|
Вартість
|
||
|
Содержание
Е. А. Сергиенко, В. И. Белопольский
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ …………………9
Предисловие …………………………………………………...16
Часть первая.
ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
1. Истоки психологии развития ……………………….... 21
Определение предмета …………………………………..... 21
Исторические и социальные предпосылки ..................... 22
Культурные и биологические детерминанты развития .. 24
Научные основы психологии развития ............................ 24
Заключение и выводы ...................................................... 34
2. Современный синтез ………………………………….. 36
Главные фигуры в психологии развития XX века .......... 36
Стадии и переходные периоды развития ....................... 51
Методы психологии развития …………………………….. 54
Заключение и выводы ...................................................... 55
Часть вторая.
МЛАДЕНЧЕСТВО
3. Пренатальное развитие ……………………………... 61
Пренатальное развитие ................................................... 61
Поведение как фактор пренатального развития …….... 67
Непрерывность перехода от пренатальной
к постнатальной жизни …………………………………….. 73
Сенсорные способности новорожденных ...................... 76
Культурные аспекты рождения ...................................... .82
Заключение и выводы .... 84
4. Развитие восприятия в младенчестве ................ 86
Подходы …………………………………………………….... 86
Проблемы восприятия в теории Жана Пиаже ……….... 88
Альтернативная теория Джеймса Гибсона .................... 89
Восприятие характеристик сложных объектов
в младенческом возрасте ……………………………….... 91
Восприятие речи .............................................................105
Заключение и выводы ………………………………….... 107
5. Развитие моторных навыков в младенчестве .... 109
Общие характеристики моторного развития ……….... 110
Дотягивание и схватывание …………………………….. 116
Заключение и выводы ………………………………….... 121
6. Истоки познания …………………………………..... 123
Теория Жана Пиаже …………………………………...... 126
Экспериментальная проверка теории Жана Пиаже .. 127
Сопоставление наблюдений Жана Пиаже
с современными данными ……………………………... 137
Природа знаний об окружающих людях ……………... 139
Формирование привязанности ………………………... 145
Заключение и выводы ………………………………...... 150
Часть третья.
РАННЕЕ ДЕТСТВО
7. Возникновение речи …………………………………153
Развитие речи ………………………………………….... 159
Социальный контекст раннего речевого развития ... 164
Развитие словаря ребенка в раннем возрасте ......... 169
Овладение синтаксисом в раннем возрасте ............. 172
Развитие речи при нарушении сенсорных функций . 174
Заключение и выводы ................................................. 180
8. Символическая репрезентация в игре
и в изобразительной деятельности …………….. 182
Игра ………………………………………………………... 182
Символизм в детском рисовании …………………...... 192
Заключение и выводы ……………………………….…. 208
9. Когнитивное развитие в раннем детстве ............... 210
Жан Пиаже: теория дооперационального
мышления ………………………………………………... 210
Детский эгоцентризм ………………………………….... 213
Анимизм …………………………………………………... 213
Причины трудностей при решении задач Пиаже ….. 216
Критика Жана Пиаже со стороны
Маргарет Дональдсон …………………………………. 217
Речь и мышление: теория Л. С. Выготского ……...... 221
Види мость и реальность ………………………..…..... 223
Заключение и выводы ................................................ 228
Часть четвертая.
СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО
10. Когнитивное развитие в младшем
школьном возрасте ………………………………….. 233
Теория Жана Пиаже о конкретно-операциональных
суждениях ................................................................. 235
Кросс-культурные исследования конкретних
операций .................................................................... 244
Моральное суждение ………………………………..... 246
Заключение и выводы ……………………………..….. 252
11. Влияние школьного обучения ……………....... 254
Грамотность .............................................................. 254
Счет ........................................................................... 265
Тестирование интеллекта .........................................274
Заключение и выводы …………………………...…... 281
Часть пятая.
ПОДРОСТКОВЫЙ И ВЗРОСЛЫЙ ПЕРИОДЫ
12. Отрочество ....................................................... 287
Особенности мышления подростка в концепции
Жана Пиаже .............................................................. 290
Культура и особенности социального контекста…. 295
Происходит ли в отрочестве переход
к новой стадии мышления? ………………………..... 298
Взгляд Зигмунда Фрейда на отрочество ................ 299
Половая идентичность в отрочестве …………....... 302
Заключение и выводы ……………………………...... 305
13. Особенности развития взрослого
человека ……………………………………………….. 307
Теории развития взрослого человека .................... 310
Вступление в брак и рождение детей ………….…. 314
Трудовая деятельность и безработица ………....... 319
Заключение и выводы ……………………………….. 321
Эпилог …………………………………………………. .323
Литература …………………………………………….. 326
Именной указатель .................................................. 340
Предметный указатель ............................................ 344